Учитель,
ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен
мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах,
повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя,
Школы, Ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы. Рисуется
пестрая школьная жизнь. Предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о школе и
учителях.
Айтматов Ч. «Первый учитель»
Молодой учитель
Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей.
За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную
конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики - обездоленные
дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в
сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.
Алексин А. «Безумная Евдокия»
Главные действующие
лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка
называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы.
Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это
является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница
пытается препятствовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее
важный, талант человечности.
Астафьев В.П. «Перевал. Кража.»
Повесть «Кража» о
директоре детского дома Валериане Ивановиче Репнине и судьбе ребят, по разным причинам, оказавшихся в
довоенном детском доме и совершивших преступление.
Астафьев В.П. Последний поклон: повести, рассказы
Рассказ «Фотография,
на которой меня нет» начинается с того, что в деревню приезжает фотограф из города специально для
того, чтобы сфотографировать детей, учащихся в школе. Среди них и герой повести
– Витя. Ребята решают, как они будут стоять на фотографии и приходят к выводу,
что «прилежные ученики сядут спереди, средние – в середине, плохие назад».
Быков В.В. «Обелиск»
Повесть рассказывает
о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он
любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными.
Васильев Б.В. «Завтра была война»
В романе «Завтра
была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими
одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на
всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель
географии Николай Григорьевич Ромахин.
Голявкин В.В. «Рисунки на асфальте»
В книгу включены
повести «Тетрадки под дождем», «Кто такой Алян?», «Ты приходи к нам, приходи».
Все они о школе, о школьниках.
Железников В. К. «Чучело»
В тихом городке на
берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний. На одном
из холмов высится старинный дом уважаемой всеми горожанами династии
Бессольцевых. В этот дом возвращается майор в отставке Николай Николаевич
Бессольцев с внучкой Леной. Нескладная, с длинными руками, как крылышками,
торчащими на спине лопатками, большим ртом, она вызывает у некоторых ребят
насмешки. К Ленке прилипла кличка «Чучело».
Киселев В.Л. «Девочка и птицелет»
Девочке Оле трудно
даётся учёба, её отношения с родной мамой хуже, чем с отчимом, ей кажется, что
жизнь взрослых чрезвычайно проста. Множество мыслей крутиться у нее в голове.
Пытаясь разобраться в себе, Оля пишет стихи. А ещё девочка серьёзно увлекается
химией. Она задумывается о цели своей жизни, но как сложно задаваться этим
вопросом человеку, которому всего 14 лет.
А одноклассники и родители её не понимают.
Кузнецова А.А. «Земной поклон»
Книга посвящена
великому труду и нелёгкой судьбе учителя. Будни советской школы, занятия
классного «кружка разведчиков» открывают ребятам окно в увлекательный мир
прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры.
Лиханов А.А. Повести
Главная героиня в
повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу
после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается
не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей
первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных
детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки.
Платонов А. П. Песчаная учительница, На заре туманной юности
Рассказ «Песчаная
учительница» — одно из ярких произведений А. Платонова. События разворачиваются
в 20-е годы XX века в селе Хошутове, «на границе с мертвой среднеазиатской
пустыней», куда после окончания училища направили молодую учительницу Марию
Никифоровну и где она «увидела тяжкий и почти ненужный труд, — потому что
расчищенные места снова заваливало песком, — молчаливую бедность и смиренное
отчаяние». От этой удручающей обстановки «крепкая, веселая, мужественная натура
Нарышкиной начала теряться и потухать. Долгие вечера Мария Никифоровна думала,
что ей делать в селе, обреченном на вымирание». И она нашла выход из положения:
«В школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение
искусству превращать пустыню в живую землю».
Распутин В.Г. «Уроки французского»
Герой рассказа
приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему
трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни
знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на
помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия
Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик
отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно,
«проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И
счастлива, что ей удается этот обман.
Идея рассказа
заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам.
Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего
доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки
французского».
Северина Г.И. «Легенда об учителе»
Повесть о школе 30-х
годов, о старшеклассниках, о любви, о молодой семье. В центре повести мужественный,
благородный человек, оказавший огромное влияние на своих учеников и жизнью
своей подтвердивший высоту своих нравственных принципов. Прообразом его был
учитель московской школы, ушедший в первые дни Великой Отечественной войны на
фронт вместе со своими учениками.
Симонова Л.С. «Круг»
У подростков одного
из старших классов складываются сложные отношения с учителями и родителями.
Ученики недовольны порядками в школе, учителями, методами их воспитания. Не
могут найти они общий язык и с родителями, которые не научили их любить.
Ненависть ко всему, что мешает им жить, желание обрести свободу объединяет
подростков, но как они еще далеки друг от друга!
Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная.
В повести «Весенние
перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя - математика Василия
Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар,
который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос
наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое
впечатление. Он всегда готов прийти на помощь.
Главный герой
повести «Чудотворная» - Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и
с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке
приходят добрые и чуткие люди.
Яковлев Ю. «Двенадцать историй»
В повести
«Зимородок» трое школьников узнают о подвиге бойца, который в Великую
Отечественную войну взорвал мост на станции Река. Юные следопыты решили найти
этого отважного героя. Зимородок – так звали этого хрупкого паренька, который
добровольно пошел на расстрел, спасая людей. Бойцы партизанского отряда, где он
воевал, считали его погибшим. Но бесстрашный Зимородок, награжденный посмертно,
оказался жив. Ребята долго искали своего героя, не зная, что он живет рядом с
ними. Им оказался Сергей Иванович Серегин, их учитель.
В рассказе
«Багульник» мы видим, как меняется отношение окружающих и учительницы к
мальчику после чудесного превращения «веника» в прекрасные цветы. Произведение
о чуткости, доброте, любви к животным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий